Детский травматизм и его профилактика

Профилактика случаев травматизма и гибели детей

Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке, в отделениях неотложной помощи, на всю жизнь остаются инвалидами или получают увечья несовместимые с жизнью.
И на сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку здоровье детей и подростков является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны.

Все детские травмы подразделяются на семь категорий:

  • бытовая,
  • уличная,
  • школьная,
  • детсадовская (организованные дети),
  • дорожно-транспортная,
  • спортивная,
  • криминальная (насильственная) и прочие травмы.

Среди детей в возрасте до семи лет преобладают бытовые травмы, причем, среди детей дошкольного возраста они составляют почти 80%. Цифры статистики свидетельствуют о том, что травмы преследуют детей почти с первых дней жизни — дома, в яслях, детских садах, школе, на улице. Иногда кажется, что нет конца различным причинам травм, столь велико их разнообразие в каждой семье, в жизни почти каждого ребенка. Но необходимо помнить, что виноваты во всех трагедиях, конечно не дети, а взрослые - те, кто не предвидит и не предусматривает возможной опасности. Виноваты родители, не научившие осторожности ребенка, который должен в своем возрасте и двигаться, и шалить, и рисковать, но это должен быть разумный риск.
Родители зачастую даже не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка.

Здесь можно дать совет родителям – взгляните на мир глазами своего ребенка. Опуститесь на уровень роста малыша и посмотрите, какие предметы могут вызвать у него интерес и в то же время причинить вред? Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, чашка с чаем, которая стоит на краю стола, горячие кастрюли и сковороды на плите и т.д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок. Тем самым вы сможете избежать серьезных проблем.

 

   В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений маленьких детей из окон, балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу.

   Нередко травмы дети получают на улице. Часто дети, желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, пренебрегают страховкой и получают травмы.

  Бесспорно, родители не могут постоянно находиться рядом с детьми,нужно ходить на работу, решать бытовые проблемы. Рано или поздно детям предоставляется некоторая свобода действий, которой они пользуются. Дети ищут себе развлечений везде, ведь любопытство – главный двигатель детей. Куда оно может привести и чем закончиться - никому не известно!

  Еще одна причина получение травм – это легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Жидкости, которые горят, привлекают в большинстве своем, конечно, мальчишек. Что только они не придумывают – проводят опыты, поджигают, проверяют наличие горючей жидкости в канистре с помощью спичек, заправляют зажигалки, и мотоциклы. Излишняя самоуверенность и отсутствие мало-мальского опыта всегда заканчиваются одинаково.

  Если говорить о причинах детской смертности в летний период на первом месте — утопление. Летняя жара является причиной большого потока детей к открытым водоемам, которые, как правило, не ограждены. Водные процедуры детей должны проходить в строго отведенных местах и обязательно под строгим контролем взрослых. Однако, в жизни все происходит совсем по-другому. Опасность водоемов очевидна и то, что нужно быть осторожным тоже ни для кого не секрет. Конечно, отправляясь к воде люди хотят позитивных эмоций и не думают о безопасности, не предполагают, что может случиться беда там, где ее совсем не ждешь. В прошлом году были ситуации, когда у совершенно благополучных родителей дети погибли практически на глазах.

      Как бы нелепо и жутко это не звучало, но случаи, когда дети падают в колодцы также не единичны. Причем трагедии происходят как во дворах собственных домов, там, где ребенку ничего не должно угрожать, так и в самых неожиданных местах.

   Еще одна опасность летнего периода – песчаные  карьеры. Сколько не говори детям «В карьер – ни ногой!», они когда-нибудь там окажутся. Обязательно. Деревенские карьеры – большие песочницы – тянут детей как магнит. В выработанные глубокие ямы проваливаются даже домашние животные, а что говорить о детях. За последние несколько лет такие случаи, к сожалению, происходят очень часто.

    Говоря о проблеме гибели и травматизма детей нельзя не сказать и о пожарах. Очень часто дети получают серьезные травмы и ожоги в результате шалости с огнем. Интерес маленьких детей к огню обусловлен обычным познанием мира. Дети знакомятся с окружающими их предметами и их свойствами. Огонь всегда вызывает неподдельный интерес у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Проводя «эксперименты» с ним дети становятся поджигателями домов, хозяйственных построек. Нужно сказать, что не всегда детская шалость с огнем заканчивается только нанесенным ущербом имуществу. Чаще всего такие случаи заканчиваются гибелью детей. 

     Подводя итог, можно сделать вывод, что в основном трагедии с детьми происходят по недосмотру родителей. Взрослые люди даже не задумываются, что оставляя детей даже на непродолжительное время, они рискуют их жизнями. Конечно, никто из родителей не хочет зла своему ребенку и мало кто, делает это преднамеренно (есть, конечно, и исключения). В большинстве своем - это обычная человеческая беспечность. Жаль, что мы учимся на своих ошибках. Понимание и осознание глубины трагедии приходит к родителям только после того, как уже ничего нельзя вернуть.

 Проблема детского травматизма актуальна еще и потому, что это может привести к нетрудоспособности, недееспособности, социальной незащищенности человека в будущем. Поэтому необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике травматизма детей дома, в детских дошкольных учреждениях, школах; обеспечивая организованный досуг, занятость в спортивных секциях, кружках и т.д., стремясь этим снизить возможность получения ребенком травмы.
    Уровень снижения травматизма у детей находится в прямой зависимости от того, насколько объединены усилия соответствующих учреждений, ведомств, средств массовой информации, родителей по обеспечению профилактических, организационных, учебно-воспитательных мероприятий, занимающих важное место для предупреждения травм у детей.
     А взрослым, прежде всего родителям, необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей, и поэтому не стоит рисковать и оставлять детей без присмотра, даже на несколько минут.

Изображение

Неделя профилактики гибели детей 
"Детский травматизм и его профилактика"

Изображение
Сроки проведения: с 9 по 14 октября 2019 года.
Цель: профилактика детского травматизма и гибели детей от внешних причин, пропаганда основ безопасной жизнедеятельности, повышение правовой и педагогической компетентности родителей.

Это связано с тем, что в летний период, а также в сентябре 2019 года увеличилось количество случаев травматизма и гибели детей.
Большой удельный вес в общем объеме случаев занимают дорожно-транспортные происшествия с участием детей, а также детский травматизм во время образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

ОТЧЁТ
о проведении мероприятий 
«Неделя профилактики гибели детей»

1. Буклет «Не оставляйте детей одних»
2. Рекомендации «Безопасность детей в Ваших руках»
3. Рисунки на асфальте «Правила дорог»
4. Беседа «Как вести себя при пожаре»
5. Консультация «Гордимся что научили»
6. Видеофильм «Опасные игры»
7. Беседа «Твои поступки и их последствия»
8. Решение проблемных ситуаций «Будь осторожен»
9. Листовки «Мы за безопасность»
10. Размещение на сайте учреждения информации «профилактика гибели детей»
11. Беседа «Что мы знаем о правилах дорожного движения»
12. Посещение семей находящихся в социально опасном положении
13. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности»

Детский травматизм

Изображение

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают  бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Причины детского травматизма:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается

недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание мы уделяем ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ,инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

* оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

* игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей 

Мероприятия с персоналом детского сада по

профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Создание уголков безопасности в группах 

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского

травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

* на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

* ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;

* через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

* показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

 

 Демонстрационный материал "Правила безопасности для детей"

 4979214__xMx0X6ktJY_1_ (604x602, 232Kb)

Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей
Никогда НЕ садиться в чужую машину
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе Никогда НЕ молчать, если что-то подозрительно, но кричать и бежать в людное место

Не играй на балконе,
Не говори, что один (незнакомым людям по телефону и из-за двери);
Не открывай незнакомым
Не играй на дороге, не перебегай дорогу
Не играй с розетками и электричеством, не трогай приборы мокрыми руками
Не играй со спичками
Не пробуй лекарства

Закрывай воду!
Осторожно, кипяток!
Мой руки перед едой!
не говори, что один!
Не открывай незнакомым!
Не играй на балконе!

Не пробуй лекарства!
Не играй с ножом!
Не играй с огнем!
Не играй со спичками!
Не играй с электричеством!
Не играй с розетками!
Не трогай мокрыми руками электроприборы и шнуры электроприборов!
Пользуйся электроприборами под присмотром взрослых

Не играй на дороге!
Ни в коем случае не перебегай дорогу перед близко идущей машиной!

4979214_BTcsSND8Jno (604x597, 292Kb)

4979214_tHeYuJ3NPAM (604x601, 287Kb)

4979214_p75me0xK3mg (604x604, 250Kb)

4979214_FCOXfo9bNfY (604x601, 288Kb)

4979214_L6shAMTzpqc (603x604, 260Kb)

4979214_B_EHSzQnBck (603x604, 244Kb)

4979214_ccq3qZvY748 (604x604, 236Kb)

4979214_ZcJkJNG6tw (604x603, 238Kb)

4979214_PC46nQlpBvU (604x604, 246Kb)

Безопасность детей на воде

Стихи для детей о правилах безопасности на воде.

Отправляясь отдыхать на море (или на любой другой водоем), познакомьте детей с опасными ситуациями, которые могут им встретиться на воде. Прочитайте стихи и покажите ребенку картинки, на которых наглядно показано, каких опасных ситуаций следует избегать. Учите своих детей беречь свою жизнь и здоровье!

Смотрите также: Стихи для детей о безопасности на природе

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

На высоком берегу,
Дети не играйте!
Из-под ног уйти земля
Может, так и знайте!
И с обрыва прямо вниз
В воду полетите…
И останется кричать:
«Люди, помогите!!!»

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Когда вокруг грохочет гром
И молния сверкает,
Не лезь в открытый водоём!
Ведь всякое бывает…
И если ты в грозу попал,
Не плавай, не купайся…
Лишь только дождик застучал,
На берег выбирайся!

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

И большим, и детям
Хочется сказать:
В незнакомом месте
Вам нельзя нырять!
Может очень мелкой
Речка оказаться…
А в песок опасно
Головой втыкаться!
Сучья, камни, стёкла
Спрятались на дне –
Их заметить сложно
В водной глубине…

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Если развлекаться будешь на воде,
Проследи, чтоб шутка не вела к беде…
Не топи другого – может оказаться,
Что воды случится другу наглотаться,
Он запаникует, вырываться станет –
И тебя с собою под воду затянет!
И игра такая грустно завершится…
Мы вам не желаем в речке утопиться!

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Катятся волны от лодок с судами…
Спорить не стоит с такими волнами!
Ты по возможности их избегай,
Близко к корабликам не подплывай:
Сверху пловца разглядеть очень сложно,
Затормозить на воде невозможно:
Может водой с головою накрыть,
Может дыхание перехватить…
Будет печальным финал, вероятно:
Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Пляж буйками окружён
От судов, коряг и волн.
Значит, можно здесь купаться,
Ничего не опасаться.
Веселитесь, как хотите,
Но, пожалуйста, учтите:
Чтобы жизнь не потерять –
За буйки не заплывать!

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Не надо безобразничать
И делать дырки в круге;
Не стоит жизнью рисковать
Ни другу, ни подруге.
Но если ты, но если ты
Шалун и злой проказник –
Недалеко и до беды:
Дырявый круг опасен.

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Около сточной трубы не купайтесь –
Может вас прямо в трубу затянуть…
И не получится, как ни старайтесь,
Вынырнуть вверх, чтобы воздух глотнуть…
Очень опасно – запомните, братцы! –
Рядом со сточной трубой развлекаться!

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Если вы в лодке поплыть захотите,
То обязательно, дети, учтите:
Можно кататься весь день, до заката,
Только раскачивать лодку не надо,
И за красивым цветком не тянуться –
Может судёнышко перевернуться…
Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!
Будь осторожен всегда на воде!

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

Весело качаться детям на волнах
На цветных матрасах, надувных кругах.
Только непременно вы должны узнать:
Далеко не надо в воду заплывать!
Может прохудиться круг или матрас…
Кто спасти успеет из пучины вас?
И перевернуться на волнах легко…
Так что не советуем плавать далеко!

детские стихи, безопасность детей, Стихи для детей о правилах безопасности на воде

На самодельном плоту по воде
Едут мальчишки вдогонку мечте.
Трое матросов, один капитан
Мчатся на поиски сказочных стран…
Только разъехались брёвна в плоту –
И не догнали мальчишки мечту…
Очень опасно с рекою шутить И на плоту за мечтою поплыть. 

 Первая помощь при утоплении:

 1. Убедись, что тебе ничто не угрожает. Извлеки пострадавшего из воды. (При подозрении на перелом позвоночника — вытаскивай пострадавшего на доске или щите.).

 Правила поведения на воде при купании - Памятки в помощь - Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю

 2. Уложи пострадавшего животом на свое колено, дай воде стечь из дыхательных путей. Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. Очисти полость рта от посторонних предметов (слизь, рвотные массы и т.п.). 

 Правила поведения на воде при купании - Памятки в помощь - Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю

 Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) «скорую помощь». 

 3. Определи наличие пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. 

 Правила поведения на воде при купании - Памятки в помощь - Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю

 4. Если пульс, дыхание и реакция зрачков на свет отсутствуют — немедленно приступай к сердечно-легочной реанимации. Продолжай реанимацию до прибытия медицинского персонала или до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения.

 Правила поведения на воде при купании - Памятки в помощь - Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю

 5. После восстановления дыхания и сердечной деятельности придай пострадавшему устойчивое боковое положение. Укрой и согрей его. Обеспечь постоянный контроль за состоянием! 

 Правила поведения на воде при купании - Памятки в помощь - Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю

Памятка для родителей

по безопасности детей на воде в летний период